Тропа Эльфов

Объявление

~

 

~ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА ТРОПУ ЭЛЬФОВ!!!! ~

 

~УВАЖАЕМЫЕ ГОСТИ, РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ И УВИДИТЕ ВСЕ РАЗДЕЛЫ И ТЕМЫ ФОРУМА! МЫ РАДЫ ВСЕМ!!!!~

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Бестиарий...

Сообщений 61 страница 90 из 175

61

Еретница
Еретница - это колдунья, которая встаёт из могилы.
Умение это она обретает потому, что ещё заживо продала душу чёрту.
Днём еретницы живут в обличье оборванных, уродливых старух, ближе к вечеру собираются в оврагах, а с наступлением ночи влезают в провалившиеся, заброшенные могилы и спят в гробах нечестивцев.
Древнее поверье предостерегает каждого: упадёшь в могильную яму по пояс - иссохнешь заживо, увидишь там еретницу - вскоре расстанешься с белым светом.
Время еретниц - весна и поздняя осень, когда идут дожди. Если еретницам не удалось устроиться на ночлег в могиле, они влезают через трубу в баню, плещутся и скачут там под дикое завывание нечистой силы.

0

62

Горный дух
Рассказы о Горном батюшке (дедушке, старце) до сих пор живы на Алтае, на Урале, в Сибири. Горный является людям в грозу, пугает ревом и свистом. Обычно он представляется великаном, но может принять вид обычного горнодобытчика. Как правило, после появления Горного близ рудника случались немалые беды: то шахту затопит, то газ подземный взорвется. Иногда духа гор сопровождают его слуги, маленькие игривые уродцы-старички. Им ведомы все ходы-выходы подземные.

0

63

Градивник (хмарник)
В малорусской мифологии градивник - чародей, способный защитить свое село от непогоды. Отвращая бурю, он бегает по селу, звонит в колокола, дерется с невидимыми духами, заклинает тучи. Предводитель бури, обычно прискакивающий в черном одеянии на черном коне, ни за что не одолеет опытного градивника и вынужден будет высыпать град где-нибудь за селом. Хмарниками-градивниками либо рождаются, либо становятся, продав душу чернокнижнику, который после сделки вручает новоявленному хмарнику - повелителю стихий - чудесный посох.

0

64

Ерестун (хлопотун)
Еретник (ерестун, клохтун, хлоптун) - это или злой дух, завладевающий телом мертвеца, или живой колдун, заключивший договор с нечистой силой. Распознать еретников помогает трава адамова голова. Растет она близ воды, расцветает желтыми кувшинчиками. Срывают ее на утренней заре под праздник Ивана Купалы, протягивают сквозь золотую либо серебряную цепочку. Из стеблей делают отвар и пьют, чтобы зачураться от еретника, а корень высушивают и носят при себе. Он-то и позволяет даже на расстоянии распознать ерестуна, а также водяного или воздушного демона, - разумеется, при чтении особого заговора.
Еретники обладают длинными, острыми зубами, которыми и стальные замки перегрызут, если приспеет охота добраться до какого-то человека. Если погонится за кем-то, уйти от него чрезвычайно трудно, почти невозможно, ибо бегает еретник невероятно быстро, частенько даже лошадь обгоняет. Самое страшное при этом, что он бежит, не разнимая рук, сложенных при погребении крестом на груди.
Особенно опасны еретники ночью, до пения петухов, однако если не смотреть на него, еретник может пройти мимо, не заметив человека. Главное - не встречаться с ним взглядом!
Иногда еретники сами сознают свою опасность для окружающих и перед смертью предупреждают домашних, чтобы остерегались могущих быть страшных чудес: например, их ночного воскрешения. Всех таких сомнительных покойников оставляли на несколько дней в церкви без погребения.
Почему же еретники «ходят по смерти»? Одних земля не принимает, другие не гниют в земле до времени, третьи бродят, покуда их тела не пожрут черви. Такое случается, если колдун заключил договор с чертом на определенное время, а умер, по определению судьбы, раньше урочного часа. Вот он и бродит, доживая свой срок на свете уже посмертно.

0

65

Дрёма
Дрёма - вечерний или ночной дух в образе доброй старушки с мягкими, ласковыми руками или же в обличье маленького человечка с тихим убаюкивающим голосом. В сумерках Дрёма бродит под окнами, а когда темень сгущается, то просачивается сквозь щели или проскальзывает в дверь. Дрёма приходит к детям, закрывает им глаза, поправляет одеяло, гладит по волосам; со взрослыми этот дух не так нежен и порою навевает кошмары.

0

66

Гриф-птица
Воображению народа это существо представляется наполовину птицей (голова и крылья у него орлиные), наполовину зверем (туловище и ноги льва). Перья у этого птицезверя заострены, как стрелы; когти и клюв у него - железные. Величиною он - с гору. Подобно тучам, заволакивающим небо, она затемняет собою весь белый свет. От взмаха крыльев вздымается буря. Сказочные добры молодцы, отправляясь в тридевятое царство, в тридесятое государство за невестами, подходят к синему морю - нет переправы через необозримую водную пустыню... Велят они рыбакам зашить себя в лошадиную шкуру и положить на берегу. Прилетает ночью гриф, хватает шкуру и переносит в ней добра молодца за море. Разрезает тогда он булатным мечом свою оболочку и выходит на белый свет, пугая неожиданностью своего чудовищного перевозчика, грифа, только что собиравшегося было позавтракать принесенной добычею. Эта птица летает так быстро, как ветер, быстрее стрелы или пули из ружья.
Гриф-птица носит в наших преданиях разные имена: Моголь, Ногай, Гриб-птица (искаженное гриф), но ясно, что этот образ пришел к нам из переводных сказок, изрядно при этом обрусев.

0

67

Двоедушник
Двоедушник потому так и называется, что у него две души: человека и демонического существа. Днем его не отличишь от другого человека, однако ночью демоническая душа бродит где-то в обличье пса, зайца, коня и т.п. Бывают двоедушники и женского пола. Те являются в виде кошки, летучей мыши, собаки, кочерги, колеса или валька, которым гладят белье. Если такого чародейного зверя попытаться задержать или неосторожно схватить странный предмет, двоедушник может убить неосторожного, возбудив страшный, неодолимый ветер.
Если спящего двоедушника не вовремя разбудить, он будет болеть не менее двух недель.
После смерти двоедушника его человечья душа идет в ад, а нечистая преследует людей в облике упыря.
Родственны двоедушнику карпатские ветряник и босоркун (венгерский босоркань).
В южнославянской мифологии упоминается здухач - этот человек приобретает сверхъестественную силу только во время сна. Из него в эту пору исторгается некий дух, который гоняет ветры, разносит по небесам тучи, пригоняет и отгоняет град, сражается с другими здухачами, охраняя от них и от стихийных бедствий родное село. Впрочем, пекутся они не о людях, а о домашних животных. Именно поэтому образ здухача иногда принимает и какое-то домашнее животное, чаще всего собака пастуха, вол, корова, баран, конь или козел. Когда дуют сильные осенние или весенние ветры, это значит, что где-то между собой бьются здухачи-двоедушники.

0

68

Дикинькие мужички
Эти существа, небольшого роста, с огромной длинной бородой и хвостом, сродни лешим. Бродят по лесу, перекликаясь в глухую полночь страшными голосами, нападают на людей, с хохотом щекочут их по всему телу костяными пальцами, пока их жертвы не умирают.

0

69

Дикая баба (летавица)
Дикая баба, или летавица, - помощница ведьм и колдунов. Ее подсылают к людям, чтобы делать им разные пакости. Роженицам, молодым матерям она подменивает детей собственными ведьминками, которые не живут дольше семи лет и очень злы и глупы. Дикие бабы сосут кровь у маленьких детей, отчего те бледнеют и хиреют.
Дикая баба-летун является во сне или наяву молодым мужчинам златокудрою красавицею. Очаровывает она и женатых, так что они уходят от своих жен, и, пока летавица сама не оставит мужчину, никакая сила не вернет его жене. Летает с помощью сапог-скороходов, если же их снять, теряет сверхъестественную силу, послушно идет за человеком, укравшим ее сапоги, и верно ему служит. Застать дикую бабу можно в поле или в огороде, где растет горох, до которого она большая охотница.
В Малороссии существует поверье, что лета-вицы - это духи, которые слетают на землю падучей звездою и принимают на себя человечий образ - мужской или женский, но всегда новый, прекрасный, с длинными желтыми волосами. Они сродни бродячим мертвецам и жить не могут без человечьей крови.
В Карпатах верят, что дикие бабы (дивьи жены) живут в пещерах, ночью бегают среди гор или по полям и лесам, а завидев случайного путника, набрасываются на него всей гурьбой и могут защекотать до смерти, словно русалки в Троицыну неделю. Их воображают высокими, бледнолицыми, с длинными волосами. Из всей одежды на них лишь опояска из травы. Дивьи жены боятся цветов, особенно колокольчика: ведь, по древнему поверью, звон его - слабое подражание звуку Перунова грома, которого боятся все демонические существа. Дивьи жены - недобрые божества, очень не любят своих земных сестер - женщин. Подменивают некрещеных младенцев лесным отродьем, вредят родильнице. Чтобы оберечься от них, под подушку полезно положить острый нож. Если ребенок рождается мертвым, в этом почти наверняка виновны происки дивьих жен.

0

70

Деды (дзяды)
«Пошел до дедов», «гуляет с дедами», - так говорят белорусы об умершем, твердо зная, что души покойников время от времени навещают своих живых родственников, прилетая «с того света». Причем «дедами» называются все усопшие - независимо от возраста. Для общения живых с неживыми установлены поминальные дни - от трех до шести раз в году. У славян обряд почитания дедов совершался весной на Радуницу - после Пасхи - или осенью. Угощали дедов и на Рождество, и под Новый год. Хозяева приготовляют яства, собираются за празднично накрытым столом, «кормят дедушек», выплескивая несколько ложек супа на пол и т.д. В поминальный день не работают крестьяне ни в поле, ни дома - иначе покойники могут отомстить за непочтение к себе.
Совсем уж в старые времена дома тоже держали «дедов» - в виде деревянных небольших идолов, в «руки» которым была дана лучина.
Вообще огонь в обряде почитания дедов играет немаловажную роль. Хозяин должен обойти с горящей лучиной сидящих за столом родичей и гостей, а позднее стали зажигать свечи в знак поминовения их душ, ибо трепет свечного огонька - знак трепета душевного. В дни почитания дедов некоторые храбрецы ухитряются даже увидеть мертвых - для этого нужно сесть на печъ и смотреть через хомут. Но такие смельчаки сильно рискуют: существует поверье, что, увидев потусторонних пришельцев, скоро сам умрешь.
Дедом украинцы и белорусы называли божество дома, хранителя домашнего очага.
Есть где-то еще и Дед (Дедка) - покровитель всех кладов. Глаза его в темноте светятся, как расплавленное золото, отсюда и пошло поверье, что там, где в чистом поле неожиданно завиднеется огонь, хранится клад. При этом в народе говорят, что «Дедка горит».
В несомненной связи с духами предков находится и образ Деда-Всеведа. Говорят, всю зиму он сидит в заключении в хлебных амбарах и поедает сделанные на зиму запасы. Некогда он ходил по земле в образе старца и научал людей, как пахать и возделывать поля.

0

71

Удельница
Женский злой дух-похититель счастливой доли, меняющий добрый удел на болезнь, смерть, уродство. Она черная, с длинными растрепанными волосами.
Удельницы до времени вынимают младенца из материнской утробы и уродуют его, мучают родильницу.
Если беременная женщина спит навзничь, нараспашку, без пояса, а на столе оставлен нож, удельницы вынимают им младенца. Оттого рождаются уроды или живот оказывается пустым, хотя бы налицо были все признаки беременности.
Подобно ведьмам и вещицам, удельницы летают сороками и при встречах рассказывают друг другу о своих злых делах.
Удельницы нападают на человека, и тогда с ним случается удар или родимец: они бьют и ломают его тело.
Для излечения одержимого кладут его на три соломенных креста, он спит на них шесть недель; призывают в заговорах-заклятиях Илью-пророка, чтобы он пришел «на черном облаке и на огненной колеснице, и натянул бы лук свой, и спустил бы калену стрелу, и убил бы врага, и очистил бы врага от жильне-трясущих уларов».
Удельницы незаметно подкрадываются к человеку в злые минуты дня, в полдень и на закате солнца.
Иногда их можно повстречать на росстанях; там ставят кресты, после этого удельницы исчезают.

0

72

Уж (змеиный царь)
В старину считалось, что в доме непременно должны жить уж либо ящерица - для большего прибытку. Убивать этих пресмыкающихся считалось большим грехом, ибо они безобидны, а если разорить гнездовище ужа, он отомстит.
Ужа в древние времена вообще почитали как бога врачевания. В старинных книгах читаем: «Статуя его изображалась в виде громадного ужа с открытой пастью, из которой торчал серебряный язык, и в храмах на нем было навешано столько жертв, что под ними исчезала не только его кожа, но и все формы ужа, а у подножия его еще лежали горы даров, которыми покупали у него здоровье и простолюдины, и князья». Из-за того, что уж, как и все змеи, ежегодно обновляет кожу, он считался бессмертным. Иногда его называли змеиным царем, описывая его кожу чудесной красоты и алмазный венчик. Если станут его преследовать, уж свистит - и тогда на защиту его мчатся сонмы ужей и змей, тут горе обидчику! Иногда считается, что он носит не венец, а золотые рожки. При встрече с ним в лесу следует положить на дороге красный платок или пояс: увидев красный цвет, уж сбрасывает свои золотые рожки, и кто сумеет захватить их, тому будут доступны все клады. Говорят также, что эти рожки надо закопать под двумя еще нераспустившимися дубами: один дуб засохнет, а другой покроется зеленью; один рог несчастливый, мертвящий, а другой счастливый, оживляющий.
В народных воззрениях уж противопоставлялся другим змеям: считали, что он отгоняет прочь ядовитых змей. Убить его считалось грехом, потому что он благословлен богом за то, что некогда заткнул своей головой дырку, прогрызенную в Ноевом ковчеге мышкой. За то бог даровал ужу золотой венец, в память о котором остались желтые пятнышки на его голове. Верили, что во время грозы Илья-громовник убивает всякую нечистую силу - кроме той, что успевает превратиться в божьих избранников, пчелу или ужа.
Знахари использовали рковый выползень (кожу после линьки) как средство против лихорадки: ее навязывали или пришивали к нательному кресту. Жир его тоже употребляли для лечения некоторых болезней, например запоев.

0

73

Цмоки
Происходит это название от слова «цмокать», «чмокать» - свистеть, издавая звук, подобный чмоканью, поцелую - так называли духов, прилетавших к своим любимым под видом кур, крылатых ящериц или змеек и открывающих клады.
Белорусы до сих пор называют так домового змея, ужа. Он носит своему хозяину деньги, делает его нивы плодородными, а коров - дойными. За такие заботы цмока-домовика хозяин, со своей стороны, обязан ставить ему на кровле дома или на гумне сковороду яичницы. В противном случае цмок разгневается и сожжет весь дом.
Лесной цмок может уморить у хозяина скот: высасывать ночью у коров молоко и делать нивы неплодными.

0

74

Цари и царицы
В славянских преданиях все земные и водные пространства управлялись своими владыками - царями и царицами, которым подчиняются более мелкие духи. Например, Святобору, лесному царю, подвластны лешие и другие существа, обитающие в лесах, но леший - тоже маленький царек в своем собственном лесу. Морскому царю подчинены все водяные, при том, что каждый из них еще царь своей реки, а Стерляжий царь - господин над всей стерлядью. Подземное царство подчинено Нияну, Озему и Сумерле, Пекло - Пекленцу, ад - Сатане и т. д. Царем зимы считался Мороз, молниями и грозами в сказаниях повелевают Царь Огонь и Царица Молоньица.
К повелителям разных сфер обращались в заговорах, чтобы усилить их действие. «Есть озеро железное, есть царь железный. И тот царь имеет власть и защищает от всякого железа меня», - говорится в заговоре против гибели от оружия.
Часто описывается в сказках и легендах змеиный царь, властитель всех земных и подземных сокровищ и тайн, обладатель золотых чудодейных рожек. Змеиной царицей признавали белую змею, которая способна наделить человека даром всеведения. Царь птиц - орел - постоянный герой многих сказаний.
Согласно магическим законам, вкушение плоти царя - птиц ли, змей, растений и т. п. - сообщает человеку необыкновенную силу. Око орла спасает во всех житейских неприятностях, перо правильное из его правого крыла помогает женщине разрешиться при трудных родах. Корень Симтарин-травы - царя трав! - помогает в любовных делах лучше любых других средств, излечивает бесплодие. Сказания русские наполнены также очеловеченными персонажами, воплощающими образы стихий и даже времени. Например, Царь-Горох - сказочное существо, обозначающее незапамятную старину. «То было при царе Горохе, когда людишек было крохи», - говорят в народе.
Необычайный персонаж - Царь Огненный Щит-Пламенное Копье. Под именем грозного царя было выведено, конечно, древнее божество грозового, облачного неба, которое живет за теплыми морями - дождевыми тучами. Молния - его пламенное копье, солнце - его огненный щит.
Старинная сказка про Еруслана легла в основу гениальной поэмы А. С. Пушкина «Руслан и Людмила».
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//54/259/54259053_carognenniy_shit.jpg

0

75

Шерстнатый
Шерстнатый - ночной демон, давящий спящего человека. Он мохнатый, обросший мягкой шерстью; руки, как у человека - гладкие, с острыми длинными ногтями; имеет хвост. Чаще он давит шутя, а сердить его нельзя - может всерьёз задушить!

0

76

Холера
Птицей-Юстрицей народные предания называют страшную болезнь - холеру.
Эта повальная болезнь летает над деревнями в виде огромной черной птицы со змеиными головами и хвостом. Летает она ночью, и где заденет воду железным крылом, там разразится мор.
От холеры уходят в нетопленую баню, залезают на полок и притворяются умершими. Также запирают двери в домах: болезнь решит, что никого нет, и уйдет.
На Руси холеру также представляют старухою со злобным, искаженным страданиями лицом; в Малороссии уверяют, что она носит красные сапоги, может ходить по воде, беспрестанно вздыхает и по ночам бегает по селу с возгласом: «Беда, беда, будет лихо!» Где она остановится переночевать, в том доме не уцелеет в живых ни одного человека. В некоторых деревнях думают, что холера является из-за моря и что их три сестры, одетые в белые саваны. Однажды мужик, отправляясь на базар в город, подвез с собою двух сестер холер; они сидели на возу, держа на коленях узелки с костями; одна из них отправлялась морить людей в Харьков, а другая - в Курск.

0

77

Хованец
В малорусской мифологии это дух в виде младенца или цыпленка, который обогащает хозяина. Живет он на чердаке, питается хлебом, молоком, сахаром. Вывести для себя хованца можно из яйца, снесенного петухом или черной курицей: яйцо нужно носить девять дней под мышкой, при этом нельзя мыться, стричь волосы и ногти. Однако тот, кто решится вывести хованца, заведомо рискует: душа его будет принадлежать дьяволу.
В некоторых домах бывает по нескольку хованцев: один заведует пчелами, другой заботится о коровах, третий оберегает дом от воров. Эти духи-домоседы очень обидчивы, особенно когда им подсовывают соленую пищу. Тогда им ничего не стоит перебить всю посуду в доме, а то и хозяина изувечить. Существует поверье: ушли хованцы - жди смерти хозяина.

0

78

Шиш
Шиши - нечистая сила, живущая обычно на обочинах и играющая свадьбы свои, когда на проезжих дорогах вихри поднимаются столбом. Это родичи вихровых. К шишам посылают в гневе докучных или неприятных людей. «Хмельные шиши» бывают у допившихся до белой горячки: до чертиков. Голова шиша с кулачок, нос длинный и вертлявый - в точности шиш - или кукиш.
Шиши также бывают банные, лесные, водяные, ригачные (те, что в ригах живут - в сараях для хранения и сушки хлеба).
Банные шиши, в отличие от баенника, мужиков не трогают, а пристают только к женщинам, склоняют их к непристойным игрищам. Стоит оставить дверь, не закрестив, без молитвы, шиш непременно туда ввалится и начнет заигрывать с разгоряченной молодицей.
С шишами сходны шишкуны - эти ростом меньше, лысые, но мохнатые, с конскими ногами. Они появляются в основном на молодежных вечеринках, гоняют парней и девок почем зря и пугают их до полусмерти.
Шишига, шишимора - подружка или жена шиша. Это маленькое, горбатенькое существо, брюхатое, холодное, с сучковатыми руками. Набрасывается на зазевавшихся прохожих и тащит их в воду. В отличие от всем известного водяного, шишига обитает в камышах, предпочитает мелкие речушки и водоемы. Днем отсыпается, появляется только в сумерках. Иногда поселяется в пустых домах, соперничая с пустодомкой и пытаясь выжить его, учиняя при этом страшный шум и визг, хотя глазу человеческому при этом ничего не видно.

0

79

Шуликуны
Эти нечистики появляются на сочельник из трубы и уходят под воду на Крещенье. Также может их вытащить из проруби нерадивая хозяйка, если будет полоскать белье в ту неделю, что предшествует Богоявлению (7/20 января), хотя это строго запрещено. Женщины, бывает, даже сами не замечают, что сила нечистая к ним прицепилась. Спохватятся, уже когда бегают по улицам шуликуны - с горячими углями на железных сковородках или с железным каленым крюком в руках, которым могут захватить человека-пьяницу: кружат его, толкают в грязь, могут даже в прорубь заманить. Иногда ездят на ступах или печках. Ростом шуликуны с маленьких детей, головы у них остроголовые, изо рта пышет огонь; носят самотканые кафтаны, кушаки и остроконечные шапки.
Говорят, они тоже из породы детей, умерших некрещеными, - но только в определенное время года, на Святки. Поэтому и появляются именно в эту пору.

0

80

Упыри и упырицы (вурдалаки)
Упыри (вурдалаки) сродни вампирам, злобным покойникам, в которых через сорок дней после смерти вселяется нечистый дух. Древние славяне «клали требы», то есть приносили жертвы упырям еще прежде, чем начали поклоняться громовнику Перуну.
Считается, что упырем становится после смерти человек, рожденный от нечистой силы или испорченный ею (будущего упыря можно узнать по двойным рядам зубов); умерший, через гроб которого перескочил черт в образе черной кошки; заложный покойник (самоубийца, убитый и непохороненный) или колдун.
Ночами упыри встают из могил, обуреваемые желанием сосать кровь спящих людей.
Когда народ подозревает какого-то покойника в таких страшных ночных прогулках, его выкапывают из могилы и, увидев, что он вовсе не похож на мертвеца, а наоборот, свеж и розовощек, будто живой, вбивают ему в сердце осиновый кол, а потом сжигают труп. При этом следует остеречься струи черной крови, которая хлынет из злобного сердца, не то, если хоть капля на кого-то попадет, останутся на теле неизлечимые язвы. Ну а когда разгорится костер, поползут в разные стороны черные жабы, гадюки и черви, и надобно следить, чтобы ни одна из этих нечистей не сбежала, ибо с нею упырь может ускользнуть, чтобы потом возродиться - и вновь вершить свои ужасные дела.
Луна - солнце мертвых. На этом древнейшем веровании основано одно из самых страшных действ, предпринимаемых деревенскими колдунами. Чтобы навести порчу, такой колдун, ближе к полуночи, обязательно при полной луне, отправляется на кладбище, где похоронены заложные покойники: самоубийцы-удавленники и утопленники. За пазухой у колдуна круглое зеркало - медное или серебряное. Оно завернуто в смертный платок (такими платками чародеи для своих злокозненных целей покрывают лица усопших). Сдернув плат, колдун наводит лунное отражение на могилу - и медленно восстает мертвец - упырь или упырица. Неотрывно глядя в зеркало, он следует за своим отражением до того дома, где намечена жертва. В то мгновение, когда колдун наведет зеркало на раскрытое окно или распахнутую дверь, мертвец проникает в жилище - на пагубу его спящим обитателям. Вот почему издревле запирали на ночь все окна и двери.
Но беда и самому колдуну, ежели на пути от кладбища до деревни он споткнется, уронит зеркало, или луну закроет облако, или промелькнет в зеркале хотя бы тень летучей мыши. Разъяренный упырь вернется в могилу, однако в дальнейшем, когда на небе сияет полная луна - солнце мертвых, - мертвец станет навещать оплошавшего чародея, высасывая из него жизненные силы. Оттого круглые зеркала в «смертных платах» решались иметь лишь отъявленные колдуны.
В глухую полночь выходя из могил, где лежат они нетленными трупами, упыри принимают различные образы, летают по воздуху, рыщут на конях по окрестностям, подымают шум и гам и пугают путников или проникают в избы и высасывают кровь сонных людей, которые вслед за тем непременно умирают. Если сложенные накрест руки упыря окоченели и он не в состоянии их развести, то прибегает к помощи зубов. Прогрызая двери, он прежде всего бросается к зыбке, высасывая кровь ребенка, и потом уже нападает на взрослых. Предрассветный крик петуха заставляет упыря мгновенно исчезать или повергает его, окровавленного, наземь - в совершенном бесчувствии.
Родствен упырям зловредный дух умран. По ночам он встает из могилы, проникает в спальню к беременным женщинам и пугает их. Существует поверье: дабы отпугнуть умрана, надо последние три недели перед родами спать при свече.
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/1//54/395/54395527_upir.jpg

0

81

Жихарь
Домашний злой дух. Где в доме он живет, в точности неизвестно, но он опасный поселенец: в отсутствие матерей крадет детей из зыбки, в присутствии же сделать это не решается. Если мать бывает вынуждена уйти из избы, то, чтобы обезопасить дитя от жихаря, кладут в зыбку ножницы и веретенной (то есть надеваемый для тяжести на веретено) камень, а под зыбку, на пол, кладут старый веник. Если принять эти меры предосторожности, жихарь оказывается бессильным.
Иногда он поселяется в бане - черный, страшный, является перед любителями попариться до полной потери сил и не выпускает их из баньки.

Жировик
Один из многочисленных славянских домашних духов. Старинное слово «жира» означало дом, хозяйство, нажитое. Кроме того, зовут его так потому, что он любит жировать - то есть получать удовольствие: жить в тепле или в подполье, незримо вертится возле хозяйки, занятой приготовлением еды, любит лизнуть блины да оладьи с пылу с жару. Возится по ночам с немытой посудой, вылизывая ее. Оттого другое прозвище его - лизень, лизун. Проказит не со зла, а просто от скуки или по свойству своего веселого нрава, забавляясь.

0

82

Шумска майка
В мифологии южных славян так зовется Хозяйка леса. Ее представляли молодой длинноволосой красавицей, нагой или в белых одеяниях, появляющейся после полуночи. Распевая сладострастные песни, она завлекает мужчин в лесную чащобу, к водяным мельницам, где предается с ними любви. Она защищает новорожденных, лечит бесплодие целебными травами.
По другим верованиям, Шумска Майка - безобразная беззубая старуха, которая может обратиться в зверей, домашних животных, в различные предметы. Она зловредна, нападает на младенцев, насылает болезни и порчу.

0

83

Жар-птица

Эта птица - воплощение лучезарного бога солнца и в то же самое время бога грозы. Во всяком случае, она создается народным воображением из представлений о небесном огне-пламени, и сияние ее так же слепит глаза, как солнце или молния.
Жар-птица живет в тридесятом царстве или у Кощея Бессмертного, в райском саду, окружающем терем Царь-девицы. Перья жар-птицы блистают серебром и золотом, глаза светятся, а сидит она в золотой клетке. В глубокую полночь прилетает она в сад и освещает его собой так ярко, как тысяча зажженных огней; одно перо из ее хвоста, внесенное в темную комнату, может заменить самое богатое освещение; такому перу, гласят сказания, цена ни много ни мало - побольше целого царства, а самой птице и цены нет. Она питается золотыми яблоками, дающими вечную молодость, красоту и бессмертие, а желчь ее возвращает потерянное зрение. Когда поет жар-птица, из ее раскрытого клюва сыплется скатный жемчуг.
За этой птицею, приносящей великое счастье тому герою, который овладеет хоть одним ее пером, отправляются один за другим в неизведанный путь сказочные добры молодцы.
Древнегреческое предание о Фениксе, который, состарившись, взмывает в солнечную высь, зажигает от молнии гнездо свое и сам в том огне сгорает, чтобы потом возродиться, имеет нечто родственное со славянскими преданиями о жар-птице. Связана она также с огневым богом Рарогом, птицей Семаргл - также символом огня.
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//56/30/56030948_20080908144508.jpg

0

84

Шутовка
Шутовка - почти та же русалка, только не бледная романтическая красавица, а страшная, пугающая, довольно-таки зловредная. Они тоже обитают на дне рек и озер, но не в прекрасных дворцах, а в каких попало жилищах. В шутовок обращаются случайно утонувшие или утопившиеся женщины; девушки же превращаются в русалок. Потеряв свой гребень, которым она постоянно расчесывает волосы и с которого всегда сочится вода, шутовка может землю перевернуть в его поисках и весьма навредить людям. С нею лучше не связываться.

0

85

Вяшки и вяшата
Если ночью что-то скребется в стене, шелестит, словно солома шуршит, слышатся странные шорохи и треск, говорят, что это балуют Вяшки - домашние «позастенные» божки.
По ночам они пересчитывают соломинки либо доски крыши, перебирают паклю, плотнее конопатят стены, присматривают за каждой травинкой в огороде, каждым растением - словом, от вечерней зари и до утренней все время заняты по хозяйству, а днем отдыхают. Их очень много, размером мал мала меньше, самый большой с воробья, а бывают и с муху величиной.
Вяшата же вообще неразличимы простым глазом.
Это безусловно добрые духи, и если чрезмерно шумят по ночам, то не из озорства, а по усердию своему.

Жердяй
Жердяй - очень длинный и худой нечистый дух, привидение (от слова «жердь»). Это жалкий шатун, который осужден век слоняться по свету без толку и смысла. Оберега-лись от жердяя постом, молитвой, зажигали свечку, сохранившуюся со Страстной пятницы, ею коптили кресты на потолке и на дверях.
Во времена стародавние жердяем называли еще и людей долговязых, поджарых, худющих. Сохранилась поговорка: «Велик жердяй, да развихляй; мал коротыш, да крепыш».

0

86

Баган
Дух-покровитель рогатого домашнего скота. Он охраняет животных от болезней, умножает приплод, а прогневавшись, делает самок бесплодными или убивает едва родившихся ягнят и телят. Это некая разновидность дворового, но менее значительная, ибо тот надзирает за всем вообще хозяйством.
Белорусы отделяют для Багана в коровьих и овечьих хлевах особое место и ставят ясли с сеном: в них и устраивается на жительство Баган. Сено из этих яслей приобретает целительные свойства, им кормят отелившихся коров и телят.

Бабай
Бабай - сила, безусловно, нечистая, поэтому упоминать его следует осторожно. Не раз бывали случаи, когда сердитые родители говорили ребенку: «Черти бы тебя взяли!», или «Леший тебя возьми!», или «Бабай тебя забери!» - а потом дитя пропадало бесследно.
В народных мифологических представлениях это злой ночной дух, который живет в зарослях камыша, в ботве или в лесу. Когда приходит ночь, бабай из огорода или из леса приходит под окна и сторожит. Увидеть его можно в образе кривобокого старика с котомкой или большим мешком, в который он якобы забирает непослушных детей. Услышит капризы, детский плач - начинает шуметь, шуршать, скребется, стучит в окно. Очень опасно для детей встретиться с ним ночью на улице. Бабай приманивает их сладостями, которые на поверку оказываются сухими корками, лесными шишками либо конскими катышками.
Слово «бабай» родственно тюркским «баба», «бабай» - старик, дедушка. Бабай страшен нам, возможно, именно потому, что это слово сохранилось в народной памяти как напоминание о татаро-монгольском иге.

0

87

Ворон
В старинных славянских представлениях ворон является прообразом ветра, Стрибожьего внука, и, по словам древних сказаний, не только приносит бурю на своих черных крылах, но и воду - живую и мертвую.
В сказках он иногда помогает герою и даже спасает его, предупреждая об опасности. В образе Ворона Вороновича похищает сестру или мать героя и либо вступает с ним в смертный бой, либо становится верным другом и блюдет законы родства.
Есть у этих птиц свой царь-ворон, сидит он, гласят сказки, в гнезде, свитом на семи дубах. Однако за вещую душу не очень-то любят его люди и охотно верят, что ворон приносит несчастье своим прилетом к жилью. Внезапно налетевшие стаи воронья исстари предрекали нашествие врагов, мор, беды и несчастья. Если человек отправляется на охоту, но ворон «поперек пути каркнет», поход будет неудачным. Словно желая побороться с приметою, охотники смазывают дуло ружья вороньей кровью - чтобы било без промаха.
Ворон - птица вещая - живет, по преданию, до трехсот лет, а все оттого, что питается одной только мертвечиной.
В древности ворон считался несомненно связанным с миром мертвых. Арабский путешественник Масуди (X в.) описывал славянского идола, сделанного в виде старца с посохом, служителя царства мертвых. Под левой ногой его сидел ворон.
Вообще ворон во многих народных представлениях связан со смертью. Если он каркает над головой путника или над домом, садится на крышу, бьет крыльями в окно - кто-то скоро умрет. Приснившийся ворон тоже пророчит смерть.
Хоть и существует общеизвестная христианская легенда, что ворон сделался черным, поскольку не вернулся в ковчег Ноя, не сообщил об окончании потопа, народная мифология уверяет: ворон черен оттого, что связан с силами тьмы - это птица Чернобога, беса, черта-дьявола. В ворона воплощается сила нечистая, его образ может принять умирающий колдун. Вообще души злых людей представляются народному сознанию в виде черных воронов или ворон. Опознать дом, в котором живет ведьма, можно по тому, что на крыше его по ночам сидит ворон.
В крестьянском хозяйстве, чтобы уберечь от воронов цыплят, вывешивают на дворе убитую сороку. А если глиняный горшок опрокинуть вверх дном и выставить во двор, ворон вообще не увидит цыплят.

Воструха
Воструха - дух, обитающий в жилище, некий родственник домового.
Живет он за печкою и караулит воров.
Вострухина острого слуха ничто не утаится: там, где он живет, беды приключиться не может, ничто не пропадет в доме.
Даже красоту и непорочность юных дев, как честь и достояние дома, бережет суровый воструха!
Некоторых домочадцев он крепко любит, к некоторым равнодушен.
Правда, иной раз, совершенно необъяснимо почему, на него что-то находит - и тогда воструха становится очень злым, может и до смерти человека довести.

0

88

Беда
В пословицах, песнях и сказках Беда - некое демоническое существо, которое странствует по белу свету в поисках людей, обреченных несчастью, идет к ним навстречу, гонится за ними. «Беда спит, а по людям ходит», - утверждает народ. «Беда ходит не по лесу, а по людям», «Где беда ни голодала, а к нам на пирушку попала», «Пришла беда - отворяй ворота!».
До сих пор хранится твердое убеждение, что некоторые люди так и родятся на свет бедовиками (бездольными), Беда от них никогда не отвязывается: что бы они ни делали, обречено на неудачу, невзирая на все их старания. И помощь бесполезна: есть поверье, что несчастному беловику ни в чем как самому не спорится, так он и в постороннее, сочувствующее семейство приносит несчастье. Поэтому его лучше в доме не держать.
Избавиться от Беды можно, только если передать кому-то другому «в придачу». Для этого человек, у которого поселилась Беда, шел на рынок и продавал какую-то свою вещь. При передаче товара надо было сказать: «Бери мою вещь!» - и тихо добавить: «И Беду мою в придачу!» Тогда Беда переходила к другому человеку, который ненароком «купил» ее.

БеловодьеЭто сказочная страна, воплощение мечтаний народных о земле всеобщего богатства и счастья, где текут молочные реки и лежат кисельные берега. Название это произошло от белых животворных ручьев, текущих из вымени небесной Коровы Земун, согласно «Велесовой книге» вскормившей всех людей. Это другое наименование Ирия-рая.
Не менее удивительные места находятся и в Березане - некой райской местности, не то острове, не то горе. Там растет «вниз ветвями и вверх корнями» солнечная береза.
Можно найти счастье, если побывать и на блаженных островах Макарийских. Здесь реки медовые и молочные, берега у них кисельные, точно как в раю-Ирии! Это некая круглая равнина, омываемая со всех сторон рекой-океаном. Старинная «Книга, глаголемая Козмография» сообщает нам, что находится «остров Макарийский, первый под самым востоком солнна, близ блаженного рая; залетают на сей остров птицы райские Гамаюн и Феникс и благоухание износят чудное... Там зимы нет».

Белые девы
Белые девы - покровительницы облаков, дождевых источников. Они родственны другим женским духам воды - русалкам, водяницам., омутницам, но исконно благожелательны к человеку. Частенько являются они людям, обычно детям и пастухам. Чаще всего их можно увидеть по весне, когда пробуждается вся природа, а черные, холодные, снеговые тучи (символ злого колдовства, которому иногда подчиняется облачная дева) сменяются на небе легкими облаками, напоенными теплым плодоносным дождем.

Белый волк
По преданиям, белый волк - вожак и царь над всеми волками. Это не простой волк, а человек-оборотень.
В представлениях наших предков волк всегда выделялся из остальных зверей умом, хитростью, силой. Ну а редкие особи белого цвета (альбиносы) не зря назывались в народе корольками или князьками: белый цвет выделял их из окружения и придавал, по поверьям, особенную силу. Порою даже волшебную.
Ведь этот цвет в самых древнейших представлениях был исконно связан с потусторонним миром.

Белун
Этот добрый дух - в некоторой степени позднейшее, уже земное и прозаичное воплощение доброго божества Белбога. Как и Белбог, Белун является старцем с длинной белой бородой, в белой одежде и с посохом в руках. Своим раскаленным посохом Белбог разгонял тучи, чтобы вывести на землю солнечный свет, ну а Белун является только днем, чтобы путников, заблудившихся в дремучем лесу, вывести на дорогу. У белорусов есть поговорка: «Темно в лесу без Белуна!»
Его также чтут как подателя богатства и плодородия. Во время жатвы Белун приходит на нивы и помогает жнецам.
Порою он вдруг возникает в колосистой ржи с сумкой денег на носу, манит какого-нибудь бедняка и просит утереть себе нос. Если тот исполнит просьбу, из сумы посыпаются деньги, а Белун пропадет с глаз. Поговорка: «Мужик с Белуном подружился» - означает, что кого-то посетило счастье...
Белуну во многом родствен Белый дедушка - добрый, благосклонный к людям, помогающий им лесной дух, почитаемый на русском Севере. По описаниям, это седовласый мужчина высокого роста, с головы до ног закутанный в белые одежды.
Как водится, белый цвет одеяний обозначает принадлежность этого существа к иному миру, к сонму потусторонних созданий.

0

89

Белая змея
Белая змея - царица других змей, всем змеям змея, как называют ее сказки. Вкусить ее мясо - значит обрести высшую мудрость. Некоторым счастливчикам открываются самые потайные клады, они обретают способность понимать речь птиц и зверей. Белая змея в древнейших представлениях - воплощение белого облака, которое стережет дождевую воду, столь необходимую земле. Белые девы-облака нередко обращались белой змеей, когда нисходили на землю, именно поэтому до наших дней дошло представление о белой змее как о воплощении вещей силы и мудрости.

Волкодлак (вовкулака)
Волкодлак (вовкулака) в славянской мифологии - это оборотень, а точнее - человек, обладающий сверхъестественной способностью превращаться в волка.
Представления о волкодлаках восходят к глубокой древности. Самый удивительный и таинственный герой русского эпоса, Волх Всеславлич, умел принимать образ волка и рыскать по дремучим лесам, одолевая в одно мгновение невероятные расстояния, так что могло показаться, будто он находится в нескольких местах одновременно. В «Слове о полку Игореве» князь Всеслав «рыщет волком в ночи».
Мощь волкодлаков бывает такова, что они вызывают лунные затмения во время своих превращений! Скажем, в Кормчей книге (список 1282 г.) повествуется о волкодлаке, который «гонит облака и изъедает луну».
Оборотням помогает чудодейная тирлич-трава. А еще, чтобы превратиться в волка, надо слева направо перекинуться через двенадцать ножей (в некоторых сказаниях - через один, заговоренный, а женщины принимают образ волчиц, перекинувшись через коромысло), воткнутых в осиновый пень или в землю. Когда захочешь снова стать человеком - перекинуться через них справа налево. Но беда, если кто-то уберет хоть один нож: никогда уже волкодлак потом не сможет обернуться человеком.
На такой случай лучше волкодлаку остеречься особым заговором:
«На море на Окияне, на острове на Буяне, на полой поляне светит месяц на осинов пень, в зелен лес, в широкий дол. Около пня ходит волк мохнатый, на зубах у него весь скот рогатый; а в лес волк не заходит, а в дол волк не забродит. Месяц, месяц, золотые рожки! Расплавь пули, притупи ножи, измочаль дубины, напусти страх на зверя, человека и гада, чтобы они серого волка не брали и теплой бы шкуры с него не драли. Слово мое крепко, крепче сна и силы богатырской».
Волкодлаки бывают не добровольные, а принужденные. Колдуны по злобе могли обернуть волками целые свадебные поезда! Иногда такие несчастные волки живут отдельной стаей, иногда общаются с другими дикими зверями. По ночам они прибегают под свое селение и жалобно воют, страдая от разлуки с родными. Вообще они стараются держаться поближе к человеческому жилью, потому что боятся дремучего леса, как и положено людям.
Сделаться волком мог против воли и тот человек, которого «по ветру» прокляла мать.
Утешает то, что такому зверю можно вернуть прежний образ - конечно, если распознать его среди настоящих волков. Для этого нужно накрыть его кафтаном или накормить освященной в церкви или благословленной едой.
После смерти волкодлак может сделаться упырем, злобным мертвецом. Чтобы этого не произошло, надо зажать ему рот (пасть) двумя серебряными монетами.
Кстати сказать, образ человека-волка, оборотня, живет в мифологии многих народов. У англичан это Беовульф, у немцев - Вервольф. Очевидно, в глубинной памяти народной сохранился древнейший обряд почитания волка, когда жрецы переодевались в волчьи длаки (шкуры), чтобы почествовать свое серое божество.
Впрочем, совсем не исключено, что наши предки все обладали врожденной, но позднее утраченной способностью к ликантропии (так на языке науки называется оборотничество людей в волков и обратно). И, возможно, не погрешил против истины Геродот, упоминавший в своей «Истории» о праславянах-неврах: «Эти люди, по-видимому, оборотни. Ведь скифы и эллины, которые живут в Скифии, говорят, что раз в год каждый невр становится волком на несколько дней и затем снова возвращается в прежнее состояние».
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/1//57/905/57905236_20080908144216.jpg

БаечникБаечник (перебаечник) - это злой домашний дух. В отличие от домового ничего хорошего от него не жди. Появляется он только ночью - особенно после того, как люди рассказывали друг другу страшные истории. Ходит босиком, чтоб не слышно было, как приблизится и станет над человеком с протянутыми руками. Иногда доносятся его стоны, тихий плач. Будет стоять и водить руками до тех пор, пока рассказанное не приснится, и человек не проснется, сам не свой от страха. Если в это время быстро зажечь свечку или лучинку, можно увидеть разбегающиеся по углам тени: это баечники. В доме их несколько, четыре или пять, но самый страшный - усатый. Он наводит самые жуткие сновидения. Если с ним со страху заговорить, то потом можно опасно заболеть. В старые времена были заклинания, которыми люди спасались от баечника.

0

90

Бродницы
Бродницы - некая разновидность берегинь, благожелательных к человеку. Древние славяне почитали этих девиц-красавиц с длинными волосами как охранительниц бродов. Водяные девы селились вместе с бобрами в тихих заводях. Бродницы строят из хвороста переходы через речки, подправляют и стерегут их. Перед вражьим наступлением бродницы незаметно разрушают брод, направляя неприятеля в топь или омут.
При этом они загадочным образом связаны с душами мертвых, чаще всего - утопленников, а через них - и со всем потусторонним миром.

Безымень
Безымень - призрак-двойник человека; привидение, которое может явиться перед смертью. Он во всем похож на человека, но своего облика не имеет и принимает облик того, кем хочет показаться. Увидеть такого двойника - к беде. Известны случаи, когда своих двойников видели императрицы Анна Иоанновна и Екатерина Великая, что предвещало их скорую смерть. Безымень также - дух умершего неестественной смертью, утонувшего, самоубийцы. Так называют и призрак, образ человека, вызванный в зеркале во время гадания.
В заговорах к помощи безыменя обращаются колдуны, желая навести на кого-то порчу. В лесу у осины, обратившись лицом на запад, колдун просит «умерших, убитых, заблудших, некрещеных и безыменей» встать и повредить такому-то.
Босорка
Это домашний зловредный дух, который обитает среди западных славян. Он любит заезживать до смерти скотину и портить женское рукоделье. Разозлившись, может ночью напугать ребенка до истошного крика. Для защиты от босорки использовали чеснок (вообще отличное средство против нечистой силы), а также клали у дверей хлева зубьями наверх борону. Детям привязывали на шею чеснок, а в люльку клали железный предмет. Возле дома советовали посадить бузину, которой тоже не любит босорка.

Босоркун (ветряник)
Южные славяне называли так горного духа, который вздымает сильный ветер и летает с ним незримо. Кто его пытается поймать, того он убивает силою ветра. Босоркун вызывает засуху, навевает на людей и скотину порчу и болезни - поветрия. Частенько после его налетов молоко у коровы оказывается смешанным с кровью или вовсе исчезает. Особенно вредят босоркуны людям ночью на Ивана Купалу (23 июня/7 июля), в день Луки (13/26 декабря) и святого Георгия, покровителя скота (23 апреля/6 мая).
В венгерской мифологии есть похожий персонаж босоркань - безобразная старая ведьма, которая умеет превращаться в лошадь, козу, кошку и летает по воздуху. Это злой ночной дух, который может навести порчу и наслать засуху.

Белая баба
Белая баба - злой дух судьбы, предсказательницу болезни или самой смерти. Ведь белый цвет в исконном своем значении - цвет снега, символизирующего смерть живой природы, цвет самой смерти.
В последние мгновения умирающий иногда видит смерть в образе женщины, одетой во все белое.
Белая баба - вестница судьбы; со свечкой в руках она появляется перед путниками и предсказывает будущее. Не случайно, что смерть предрекает именно женщина: женщина дает человеку жизнь, но может и отнять ее.
В некоторых сказаниях Белая баба не преследует человека и даже не заговаривает с ним, а молча стоит поперек пути и льет горькие слезы.
Чтобы Белая баба не вошла в дом и не причинила несчастья, под крыльцом зарывали кобылью голову, вешали косу над воротами или на верхнем косяке дверей, втыкали под матицей можжевеловую ветку, приколачивали к порогу подкову.

0



Создать форум